XVIII. Кино 1 страница. Первый итал. фильм снят в 1896

Первый итал. фильм снят в 1896. В 1905-06 в Турине, Риме, Милане были организованы небольшие кинофирмы, выпускавшие художеств, фильмы. Подъём итал. кино относится к 1912-13, успех имели псевдоисторич. фильмы и картины на лит. сюжеты. Они отличались пышными декорациями, большими массовыми сценами, а также натурными съёмками архит. памятников и пейзажей И. Большую известность получили вышедшие в 1913 фильмы-"колоссы" - "Камо грядеши" (реж. Э. Гуаццони), "Последние дни Помпеи" (реж. Л. Мад-жи) и особенно "Кабирия" (реж, Дж. Пастроне). Снимались также комедийные фильмы и салонные мелодрамы, Организовав широкую рекламу популярным актёрам, кинофирмы способствовали появлению кинозвёзд - Ф. Бертини, Л. Кавальери, Эсперии и др. В 1914-15 было выпущено неск. фильмов, к-рые стремились достоверно показать полную лишений жизнь итал. народа ("Затерянные во мраке", реж. H. Мартольо; "Ассунта Спина", реж. Г. Серена); они были созданы под влиянием веризма. 1-я мировая война 1914-18 лишила И. иностр. кинорынков, усилилась конкуренция с нем. и амер. кино. С установлением фаш. режима (1922) начался кризис итал. кино. Нек-рое оживление внесло появление в нач. 30-х гг. звукового кино; первоначально это были гл. обр. муз. фильмы с участием известных певцов. В сер. 30-х гг. фаш. пр-во пыталось использовать кино как средство пропаганды. Был установлен контроль над кинопроизводством и кинопрокатом, в 1937 в Риме построен комплекс киностудий и создан киноинститут - Экспериментальный киноцентр. Однако откровенно фаш. и милитаристских фильмов было поставлено немного. В основном продолжали выходить костюмно-постановочные фильмы и салонные мелодрамы. Работы многих кинематографистов являлись пассивной оппозицией офиц. фаш. иск-ву. На общем фоне выделялись своей гуманностью лирич. комедии M. Камерини и нек-рые фильмы А. Блазетти. Своеобразным явлением были изысканные экранизации лит. произв. 18-19 вв., создававшиеся режиссёрами "каллиграфистами", близкими к лит. направлению "проза д'арте": M. Сольдати, P. Кастеллани, А. Латтуада, Ф. Поджоли. Зародилось т. н. доку-менталистское течение - фильмы, снятые без проф. исполнителей, на натуре (P. Росселлини, Ф. Де Робертис). Вопреки офиц. пропаганде, требовавшей прославления "величия империи", в нач. 40-х гг. появились фильмы "Одержимость" Л. Висконти (1942), "Прогулка в облаках" А. Блазетти (1942, в сов. прокате "Четыре шага в облаках"), "Дети смотрят на нас" В. Де Сика (1943). Они были глубоко гуманны, показывали распад итал. общества и непрочность его устоев, царящие в нём жестокость и несправедливость. Большое значение в подготовке нового демократич. кино имела деятельность молодых, антифашистски настроенных кинокритиков, группировавшихся в годы 2-й мировой войны 1939-45 вокруг Экспериментального киноцентра и журналов "Cinema" и "Bianco e пего" Это были Дж. Де Сантис, К. Лидзани, Дж. Пуччини, А. Пьетранджелли, M. AH-топиони, Л. Висконти, M. Аликата, Г. Аристарко, У. Казираги, ставшие впоследствии видными режиссёрами и киноведами, а также руководители Экспериментального киноцентра - Л. Кья-рини и У. Барбаро.



После освобождения И. от фашизма и гитлеровской оккупации в итал. кино возникло прогрессивное направление, получившее название неореализма. На зарождение этого направления оказали, в частности, влияние теоретич. работы В. И. Пудовкина, С. M. Эйзенштейна и сов. фильмы 20-х и 30-х гг. Наиболее значит, представители этого направления - режиссёры P, Росселлини, Л. Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сан-тис, П. Джерми, К. Лидзани, Л. Дзампа, А. Латтуада. Манифестом неореализма стал фильм P. Росселлини "Рим - открытый город" (1945), отражавший единство итал. народа в борьбе против фашизма. Движение Сопротивления стало в 1945-46 одной из гл. тем нового кино И. (фильмы "Пайза" P. Росселлини, "Солнце ещё всходит" А. Вергано, "Опасно, бандиты!" К. Лидзани). Актуальным темам послевоен. И., страшным последствиям войны - безработице, детской безнадзорности, росту бандитизма, а также борьбе с мафией посвящены лучшие неореали-стич. фильмы: "Шуша" (1946), "Похитители велосипедов" (1948), "Умберто Д." (1951), реж. В. Де Сика; "Земля дрожит" (1948), реж. Л. Висконти; "Трагическая охота" (1947), "Горький рис" (1949), "Нет мира под оливами" (1950), "Рим, 11 часов" (1952), реж. Дж Де Сантис; "Без жалости" (1948), реж. А. Латтуада; "Во имя закона" (в сов. прокате "Под небом Сицилии", 1949), "Дорога надежды" (1950), реж. П. Джерми; "Неаполь - город миллионеров" (1950), реж. Э. Де Филиппе, комедия "Полицейские и воры" (1951), реж. Стено и M. Моничелли и др Однако прогрессивные тенденции, социальный протест в кино, историч. и кри-тич. подход к действительности наталкивались на серьёзные препятствия: им мешали отсутствие материальных средств, цензурные преследования со стороны хри-стианско-демократич. пр-ва и Ватикана. Неореалистич. фильмы были объявлены вредными и антинациональными. Одновременно в итал. кинематографию интенсивно проникал амер. капитал, голливудские монополии постепенно подчинили себе итал. кинофирмы и киностудии. Тормозилось восстановление разрушенной итал. кинопром-сти. В результате к сер. 50-х гг. качался кризис неореализма (оказавшегося во многом идейно непоследовательным): сдвиги, происшедшие в обществ, жизни И., организованная борьба трудящихся не получили достаточного отражения в фильмах неореалистов. К этому времени в ряде фильмов используются уже только чисто внеш. атрибуты неореализма ("Хлеб, любовь и фантазия", 1953, реж. Л, Коменчини), часть режиссёров отходит от прогрессивного кино. В фильме "Дорога" (1954, в сов. прокате "Они бродили по дорогам") реж. Ф. Феллини впервые прозвучали темы одиночества, разобщённости, рели-гиозно-мистич, мотивы.



Нарастание демократич движения в стране в кон 50-х - нач. 60-х гг на короткое время способствовало возвращению части итал. кинематографистов к ан-тифаш. и социальной тематике, Были поставлены фильмы: "Генерал Делла Po-вере" (1959), "В Риме была ночь" (I960), реж. P. Росселлини; "Большая война" (1959), реж. M. Моничелли, "Чочара" (1960) и "Затворники Альтоны" (1962), реж. Де Сика; "Все по домам" (1961), реж. Л. Коменчини; "Четыре дня Неаполя" (1962), реж. H. Лоя и др. Вышел ряд фильмов, в т. ч, многоплановый социальный кинороман "Рокко и его братья" (1960) Л. Висконти, фильмы - "Сладкая жизнь" (1959), "Восемь с половиной" (1962) Ф. Феллини, "Приключение" (1959), "Ночь" (1960), "Затмение" (1962), "Красная пустыня" (1964) M. AH-тониони, к-рые с разных идейных позиций отражали совр. состояние итал. бурж. общества: период врем, стабилизации, видимость процветания и т. н. экономическое чудо. Фильмы Феллини и Антониони, режиссёров, получивших мировую известность, несмотря на всё различие их творчества, показывали глубокую разобщённость людей, нарушение внутр. связей и бездуховность бурж. общества, трагич. судьбу художника в капиталистич мире. В 60-е гг. начинает работать как режиссёр писатель П. П. Пазолини, противоречивое творчество к-рого на первом этапе было проникнуто яростным социальным протестом,- "Нищий" (1961), "Мама Рома" (1962), "Евангелие от Матфея" (1964) В 70-е гг. в его фильмах всё отчётливее одерживают верх откровенно эротические и грубо натуралистич. мотивы ("Декамерон", "Свинарник" и др.), В жанре кинопублицистики выступил реж. Ф. Рози (фильмы-памфлеты "Сальваторе Джулиано", 1961, и "Руки над городом", 1963). Режиссёр M. Моничелли создал фильм "Товарищи" (1963) о первой итал забастовке. Были экранизированы значит, произв. совр. итал. литературы: "Семейная хроника" по В. Пратолини (1961, реж. В. Дзур-лини), "Девушка Бубе" по К. Кассоле (1963, реж. Л. Коменчини), "Равнодушные" по А. Моравиа (1965, реж. Ф. Ma-зелли) и др. В сер. 60-х гг. наблюдался значительный спад киноискусства. Резко вырос удельный вес коммерческих фильмов ("вестерны", сентиментально-эротич. картины, детективные комедии). Появились сделанные по амер. образцам милитаристские картины. В прогрессивном киноискусстве наиболее жизнеспособным оказался утвердившийся жанр социальной сатирич. комедии, сохранивший нек-рые лучшие традиции послевоен. итал. кино. В этом жанре работают режиссёры В. Де Сика ("Бум", 1963, "Брак по-итальянски", 1964), П. Джерми, создавший серию сатирич. трагикомедий ("Развод по-итальянски", 1961, "Соблазнённая и покинутая", 1963, и др.), а также Э. Петри, Л. Дзампа, обратившийся к режиссуре актёр А. Сорди и др.

Определ. место в итал. кино 2-й пол. 60-х гг заняли фильмы молодых режиссёров ("Кулаки в кармане" M. Бел-локкио, 1965, картины M. Сампери, Ф. Фреццы и др.), отражавшие протест молодёжи, носивший анархистский характер, однако последующие работы этих режиссёров стали разновидностью коммерч. кино. На рубеже 70-х гг. сложилось прогрессивное направление, получившее название "нового" или "левого политического кино". Оно противопоставило свои произведения, проникнутые антифашистским, антиколониалистским, демократич. духом, коммерч. продукции бурж кино. Наиболее видные представители "политического кино" И.- режиссёры Э. Петри ("Следствие по делу гражданина, оставшегося выше всяких подозрений", 1969, и "Рабочий класс идёт в рай", 1971), Ф. Рози ("Люди против", 1970, и "Дело Маттеи", 1972), Дж. Монтальдо ("С нами бог", 1969, и "Сакко и Ванцетти", 1971), Дж. Понтекорво ("Битва за Алжир", 1966, и "Кемада", 1971), Б. Бертолуччи ("Конформист" и "Стратегия паука", оба в 1969), В. Дзурлини ("Сидящий по правую руку", 1969), Дж. Пуччини ("Семь братьев Черви", 1967), Д. Дамиани, фильм к-рого "Признание полицейского комиссара прокурору республики" (1970) получил одну из гл. премий 7-го Междунар. кинофестиваля в Москве в 1971. Значительный фильм о рабочем классе - экранизация романа В. Пратолини "Метелло" (1970), реж. M. Болоньини. Направление "левого политич. кино" поддерживают представители старшего поколения. Таковы анти-фаш. картины Л. Висконти "Гибель богов" (др. назв. "Проклятые", 1968) и В. Де Сика "Сад Финци-Контини" (1971). В то время как Ф. Феллини поставил фильм "Сатирикон" (экранизация романа Петрония, 1969), проникнутый ощущением крушения цивилизации, мировой катастрофы, M. Антониони сумел отойти от главной для него темы человеческой разобщённости и поставил в США фильм "Забриски-пойнт" (1970), гневно обличающий жестокую амер. действительность и отражающий умонастроения бунтующей амер. молодёжи. Эта картина M. Антониони по праву занимает видное место как в итал. "политическом", так и в прогрессивном амер. кино.

Успешно в послевоен. годы развивается прогрессивное документальное кино, опирающееся на любительское кино. Демо-кратич. движение кинолюбителей возникло и приняло организац. формы по инициативе крупнейшего теоретика кино Ч. Дзаваттини. В 1970-71 созданы полнометражные документальные фильмы о забастовочной борьбе рабочего класса ("Контракт" и "Аполлон", реж. У. Гри-горетти), фильм об условиях жизни итал. трудящихся ("Бедные умирают раньше", реж. Б. Бертолуччи). Борьбе рим. забастовщиков посвящён фильм "Палатка на площади", снятый актёром Дж. M.Bo-лонте в 1972.

Наиболее известные актёры послевоен. итал. кино: А. Маньяни, Дж. Мазина, С. Лорен, Дж. Лоллобриджида, К. Кардинале, С. Сандрелли, M. Мастроянки, Дж. M. Волонте, А. Сорди, Тото, У.Тонь-яцци и др. Развивается творческое содружество между сов. и итал. кинематографистами, созданы фильмы совм. производства: "Они шли на Восток" реж. Дж. Де Сантиса (1964), "Красная палатка" реж. M. К. Калатозова (1970), "Подсолнухи" реж. В. Де Сика (1971), "Ватерлоо" реж. С. Ф.Бондарчука (1971) и др. В И. проводятся кинофестивали: Международный кинофестиваль в Венеции (в 1932, 1934-38 и с 1946), фестивали документальных, научных и учебно-популярных фильмов в Падуе, тури-стич. фильмов в Тренто, комич. фильмов в Бордигере, научно-фантастических фильмов в Триесте, фестиваль детских фильмов в Палермо и др. В И. существует более 40 кинофирм, все крупнейшие киностудии находятся в Риме (в т. ч. фирмы К. Понти и Д. Де Лаурентиса). Итал. кинопром-сть выпускает в год св. 200 фильмов. Имеется ок. 20 тыс. киноустановок, из них ок. 4/з принадлежит церковным приходам. Ватикан и католич. церковь влияют на кино через католич. печать и Католич. киноцентр, церковные приходы. Коммунистич. партия и левые силы И. оказывают широкую поддержку прогрессивным деятелям кино, борясь за нац. и демократич. характер итал. Киноискусства. Выходят спец. киножурналы: "Cinema nuovo", "Bianco е пего", "Filmcritica", "Cinema e film" и др. Выпускается большое кол-во телефильмов.

Лит.: Л и д з а н и К., Итальянское кпно, пер. с итал., M., 1956; К ь я р и н н Л., Сила кино, пер. с итал., M., 1955; С а д у л ь Ж., Всеобщая история кино, [пер. с франц.], т. 2, 3,6, M., 1958 - 1963; Соловьёва И., Кино Италии (1945-1960). Очерки, M., 1961; Богемский Г., Витторио Де Сика, M., 1963; Шитова В., Лукино Висконти, [M., 1965]; Кацев И., Джузеппе Де Сантис, [M., 1965]; Муратов Л. Г., Итальянский экран, Л., 1971.

Г. Д. Богемский.

"ИТАЛИЯ",дирижабль полужёсткого типа, построенный в 1927 в Италии. Объём 18 500 м3, мощность 3 мотора по 185 квт (по 250 л. с.), крейсерская скорость 90 км/час, дальность полёта 5500 км, полезная нагрузка 9,5 т. В 1928 итал. экспедиция на "И." в составе 16 чел. под командованием У. Нобиле совершила полёт с архипелага Шпицберген к Сев. полюсу, но на обратном пути потерпела катастрофу несколько севернее Шпицбергена. Из оставшихся в живых 8 участников полёта 7 чел. были спасены сов. экспедицией на ледоколе "Красин", 1 чел. - швед, лётчиком Лундборгом.

Лит. Бегоунек Ф., Трагедия в Ледовитом океане, пер. с чешек., M., 1962; Caм ойл о в и ч P. Л., На спасение экспедиции Нобиле, 4 изд., Л., 1967. Б. А. Кремер.

ИТАЛО-ГРЕЧЕСКАЯ ВОЙНА 1940- 1941, воен. действия фаш. Италии против Греции во время 2-й мировой войны 1939-45. 28 окт. 1940 итал. фаш. пр-во Б. Муссолини, стремясь к установлению господства на Средиземноморье, объявило войну Греции. Против Греции была направлена с терр. Албании, оккупированной Италией в 1939, 9-я итал. армия (8 дивизий, в т. ч. 1 танковая, всего до 200 тыс. чел.; 250 танков, 700 орудий, 400 самолётов) под команд, ген. Висконти Праска. Греция имела на границе, кроме пограничных частей, 2 пех. дивизии и 2 пех. бригады Эпирской армии ген. Папагоса, в которых насчитывалось 27 тыс. чел., 20 танков, 70 орудий и 36 самолётов. Итал. командование, уверенное в быстром разгроме греч. армии, развернуло наступление на Кас-торию и Флорину, планируя захватить Эпир, затем оккупировать всю Грецию. Однако греч. армия, умело используя горную местность, оказала упорное сопротивление и 14 ноября остановила итал. наступление, а затем, увеличив свои силы до 12 пех., 2 кав. дивизий и 3 пех. бригад, перешла в контрнаступление. 21 нояб. греч. войска, преследуя отступавшего противника, вступили на терр. Албании, где были поддержаны алб. партизанами. Итал. командование спешно подтянуло подкрепления и создало 11-ю армию, объединённую с 9-й в группу армий "Албания" (27 дивизий, командующий ген. Содду). Несмотря на превосходство сил противника, греч. войска продвинулись на алб. терр. от 25 до 60 км, после чего борьба приняла позиционный характер. Лишь после вступления в войну нем.-фаш. войск (см. Балканская кампания 1941) в апр. 1941 греч. армия потерпела поражение. 23 апр. 1941 в Салониках ген. Цолакоглу подписал акт о капитуляции и перемирии с Германией и Италией,

Лит.: История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941 - 1945, т. 1, M., 1963; Кавальеро У., Записки о войне, M., 1968; Кирьякидис Г. Д., Греция во второй мировой войне, M., 1967. H. M. Черепанов.

ИТАЛО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1911-12,Триполитанская, или Ливийская, война, захватническая война, предпринятая империалистич. Италией при попустительстве др. европ. держав, с целью отторжения от Османской империи её североафр. провинций - Три-политании и Киренаики и превращения их в колонию. 29 сент. 1911 Италия начала воен. действия. 5 окт. 1911 итал. морской десант занял Триполи и Хомс, а после высадки экспедиц. корпуса ген. К. Каневы (ок. 35 тыс. чел.) итал. войска, преодолев сопротивление незначит. гарнизонов (в Триполитании - ок. 5 тыс. чел., в Киренаике - ок. 2 тыс.) и отрядов местного населения, заняли гг. Тобрук (14 окт.), Дерну (17 окт.), Бенгази (21 окт.) и ряд прибрежных оазисов. Тур. войска отошли на Ю. Но, несмотря на воен.-технич. превосходство и жестокие карательные меры, попытки итал. войск проникнуть в глубь страны успеха не имели из-за вооруж. сопротивления пар-тиз. отрядов местного населения и добровольческих отрядов, прибывших из Туниса, Алжира, Египта и др. араб, стран. К кон. 1911 итал. войска удерживали лишь прибрежную полосу. К маю 1912 численность итал. войск в Триполитании и Киренаике достигла 100 тыс. чел. В апр.- окт. 1912 Италия, помимо новых операций в Сев. Африке, начала бомбардировку Дарданелл (апр. и июль), не давшую никаких результатов, и оккупировала (май) Додеканесские о-ва. Однако итал. войскам так и не удалось в тот период захватить внутренние р-ны Триполитании и Киренаики. В И.-т. в. 1911 -12 впервые была применена авиация для разведки и бомбометания.

Усилившийся кризис в правящих кругах Османской империи и начавшаяся в окт. 1912 Балканская война вынудили тур. пр-во отказаться от Триполитании и Киренаики. 15 окт. 1912 в Уши (Швейцария) был подписан предварительный секретный, а 18 окт. в Лозанне - гласный мирный договор. Султан обязался "даровать"населению Триполитании и Киренаики автономию и вывести из этих областей свои войска. Фактически с этого времени Триполитания и Киренаика превратились в итал. колонию (позднее стала наз. Ливия). Италия обязалась эвакуировать свои войска с Додеканесских о-вов (тем не менее они оставались под итал. господством до конца 2-й мировой войны 1939-45, после чего перешли к Греции). Отказ Турции от прав на Ливию и Додеканес был зафиксирован Лозаннским мирным договором 1923. Нар.-освободительная борьба против итал. колонизаторов в Ливии продолжалась до изгнания итал. войск (1943). Лит.: Ленин В. И., Конец войны Италии с Турцией, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 22; Киселева В. И., Дипломатическая подготовка Уши-Лозаннского мира 1912г., "Труды Московского Гос. исторпко-архивного ин-та", 1958, т. 12; Я х и м о-вич 3. П., Итало-турецкая война 1911 - 1912 гг., M., 1967 (имеется библ.): Maltese P., La terra promessa, Mil., 1968. 3. П. Яхимович.

ИТАЛО-ЭФИОПСКИЕ ВОЙНЫ,колониальные захватнические войны Италии против Эфиопии. Война 1895 - 96. Началась с захвата в кон. 1895 итал. войсками под командованием ген. Баратьери пров. Тигре. Для отпора колонизаторам имп. Менелик II сформировал 120-тыс. армию. 7 дек. 1895 в бою при Амба-Алаги эфиопские войска под командованием раса Маконнена нанесли первое крупное поражение итал. частям. 1 марта 1896 произошла битва при г. Адува (Адуа), в ходе к-рой 20-тыс. итал. армия была разгромлена. По договору, подписанному 26 окт. 1896 в Аддис-Абебе, Италия вынуждена была признать полный суверенитет Эфиопии. Война 1935 - 1936. В нач. 30-х гг. Италия сосредоточила в своих колониях Эритрее и Итал. Сомали крупные контингенты войск. В 1934-35 она спровоцировала неск. погран. столкновений с Эфиопией. 3 окт. 1935 итал. армия под командованием маршала П. Бадольо, вооружённая танками, самолётами, артиллерией, вторглась на терр. Эфиопии. Ей противостояла эфиопская армия (под командованием Хайле Селассие I), сформированная из плохо вооружённых и необученных отрядов ополченцев (регулярные части насчитывали всего 10 тыс. чел.). Эфиопы оказали героич. сопротивление итал. агрессорам, но вынуждены были отступать. Только Сов. Союз в Лиге Наций и вне её выступал за пресечение агрессии и оказание помощи Эфиопии. Зап. державы по существу проводили политику поощрения агрессора. В авг. 1935 конгресс США принял закон о нейтралитете, что лишало Эфиопию возможности впредь закупать вооружение в США. Ещё в янв. 1935 по договору, заключённому между мин. иностр. дел Франции Лавалем и Муссолини, Франция предоставила Италии свободу действий в Эфиопии. В дек. 1935 Великобритания и Франция заключили соглашение, предусматривавшее фактически раздел Эфиопии (план Хора-Лаваля). В то же самое время Великобритания, Франция и США снабжали Италию оружием и стратегия, сырьём. 5 мая 1936 итал. войска заняли Аддис-Абебу. 1 июня 1936 пр-во Италии заявило об образовании колонии Итал. Вост. Африка в составе Эфиопии, Эритреи и Итал. Сомали. Однако партиз. война в Эфиопии продолжалась вплоть до освобождения страны в мае 1941.

Лит.: Попов В. Т., Разгром итальянцев под Адуа. M., 1938; Л и с о в с к и и П. А., Абиссинская авантюра итальянского фашизма, М.- Л., 1936; В о б л и к о в Д. Р., Эфиопия в борьбе за сохранение независимости. 1860 - 1960, M., 1961; Berkeley G. F. - H., The campaign of Adowa and the rise of Menelik, N. Y., [1969]; B a t-t a g 1 i a R., La prima guerra d'Africa, [Torino], 1958; Pignatelli L., La guerra dei sette mesi, Mil., [1965]; Barker A., The civilizing mission. The Italo-Ethiopian war 1935 - 1936, L., 1968.

Г. В. Цыпкин.

ИТАЛЬЯНСКАЯ КАМПАНИЯ 1943- 1945,воен. действия объединённых сил Великобритании и США против нем.-фаш. и итало-фаш. войск в Италии во время 2-й мировой войны 1939-45. На стороне англо^американцев в разное время действовали австрал., алж., браз., греч., инд., итал., канад., марокканские, новозеландские, палестинские, польск. и сенегальские части и соединения.

Крупные поражения, к-рые потерпели нем.-фаш. и итало-фаш. войска зимой и весной 1943 на сов.-герм, фронте и в Сев. Африке, привели к резкому падению боеспособности итал. армии и быстрому росту Движения Сопротивления в Италии. Из 82 дивизий и 8 бригад, 825 исправных боевых самолётов, 263 боевых кораблей (в т. ч. 6 Линкоров, 10 крейсеров, 93 подводные лодки), имевшихся в составе вооруж. сил Италии, для обороны метрополии было выделено 44 малобоеспособные дивизии, 6 бригад, 600 исправных самолётов и 183 корабля; остальные силы несли оккупац. службу и вели бои с партизанами на Балканах и в Юж. Франции. Нем.-фаш. командование смогло направить в Италию лишь 7 нем. дивизий, 1 бригаду, ок. 500 самолётов и 60 боевых кораблей.

10 июля англо-амер. войска (15-я группа армий ген. X. Александера при поддержке крупных сил ВМФ и ВВС) под общим команд, ген. Д. Эйзенхауэра высадились в Сицилии, начав Сицилийскую операцию 1943, к-рая завершилась 17 авг. захватом Сицилии. Правящие круги Италии, стремясь сохранить власть в своих руках, произвели дворцовый переворот. 25 июля по приказу короля глава фаш. пр-ва Б. Муссолини был арестован и заменён маршалом П. Бадольо. Потеря Сицилии, рост борьбы итал. народа против войны и разгром Советской Армией нем.-фаш. войск в Курской битве 1943 заставили пр-во Бадольо 3 сент. подписать условия капитуляции Италии. 3 сент. войска 8-й англ, армии высадились на Ю. Италии в р-не Реджо-ди-Калабрия и начали продвижение на С. 8 сент. союзное командование обнародовало соглашение о капитуляции Италии. Нем.-фаш. командование, спешно перебросив в Италию ещё 10 дивизий, разоружило почти всю итал. армию и заняло большую часть страны. Итал. пр-во и верх, командование бежали к союзникам. На оккупированной терр. гитлеровцы сформировали фаш. пр-во во главе с Муссолини, к-рого им удалось освободить из заключения. 9 сент. в р-не Салерно высадились войска 5-й амер. армии, к-рые вместе с 8-й англ, армией начали медленное продвижение на С. К нач. ноября нем.-фаш. войска группы армий "Ц" (10-я и 14-я армии) под команд, ген.-фельдмаршала А. Кессель-ринга отошли на заранее подготовленный рубеж по pp. Гарильяно и Сангро. В ноябре 1943- марте 1944 союзные войска предприняли неск. попыток прорвать оборону противника. С этой же целью 22 янв. в р-не Анцио был высажен мор. десант, а к 6 февр. весь 6-й амер. корпус. Однако, несмотря на превосходство в силах и средствах, союзникам не удалось прорвать оборону противника, а 6-й корпус был блокирован нем.-фаш. войсками.

К нач. мая 1944 силы союзников (верх, командующий ген. Г. M. Уилсон) были доведены до 25 дивизий (в т. ч. 5 броне-танк.), 8 бригад (4 бронетанк. и 1 "командос"), 9400 орудий и миномётов, 3960 самолётов. Нем.-фаш. группа армий "Ц" насчитывала 19 дивизий (в т. ч. I танк.), 2450 орудий и миномётов, 320 самолётов. На оккупированной нем.-фаш. войсками терр. развернулось партиз. движение, в к-ром ведущей силой была Коммунистич. партия, но участвовали также социалисты, католики, Партия действия и др. Партизаны (в мае ок. 80 тыс. чел.) контролировали значит, часть р-нов Ломбардии, Марке и др., отвлекая крупные силы противника.

11 мая союзные войска перешли в наступление в р-не южнее Кассино. После упорных боёв к 26 мая союзные войска продвинулись на 30-60 км и соединились с 6-м амер. корпусом. 4 июня амер. войска вступили в оставленный противником Рим, а к 15 авг. 15-я союзная группа армий при активной помощи итал. партизан вышла на рубеж юго-восточнее Ри-мини, Флоренция, р. Арно. 28 авг. союзники возобновили наступление и к 5 сент. преодолели полосу предполья, а 15 сент. начали прорыв т.н. Готской линии (севернее Пизы, Флоренции, Пезаро), но встретили упорное сопротивление и к концу года смогли прорвать оборону противника лишь на узком участке. Выйти в долину р. По не удалось.

Только 9 апр. 1945 союзные войска (верх, командующий фельдмаршал X. Александер) возобновили наступление. Имея общее превосходство в числе дивизий в 1,3 раза (27 против 21), в танках и штурмовых орудиях в 7,5 раза (3100 против 396), в орудиях полевой артиллерии в 3 раза (3000 против 1087)и в авиации в 30 раз (4000 против 130), англо-амер. командование на направлении гл. удара создало в числе дивизий тройное, в артиллерии - шестикратное и в танках - четырнадцатикратное превосходство над противником. К 21 апр. союзники прорвали всю глубину обороны немцев, продвинулись на 40 км и при решающем содействии партизан освободили Бо-лонью. 24 апр. они переправились через р. По. В ночь на 25 апр. в Генуе, Милане, Венеции и др. по призыву компартии, социалистич. партии и др. левых сил вспыхнуло всеобщее восстание, проходившее в основном под рук. Итал. компартии. 26 апреля восстание охватило Сев. Италию, к-рая почти вся была освобождена силами сопротивления. Используя успех восстания, англо-амер. войска закончили И. к. и 2 мая приняли капитуляцию нем.-фаш. группы армий "Ц". В И. к. немцы потеряли (включая потери от действий итал. партизан) 536 тыс. чел. (в т. ч. 300 тыс. пленными), союзники -320 тыс. И. к. представляет воен.-теоретич. интерес с точки зрения организации крупных мор. десантных операций, ведения наступления и обороны в горных условиях.

Лит.: История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945 гг., т. 3-5, M., 1963-64; Кулиш В. M., Второй фронт, M., I960; Стрельников В. С., Черепанов H. M., Война без риска, M., 1965. H. M. Черепанов.

ИТАЛЬЯНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ(ИКП; Partito Co-munista Italiano - PCI), осн. 21 янв. 1921 на съезде в Ливорно левыми революц. группами Итальянской социалистической партии (ИСП). До 1943 носила назв. Коммунистич. партия Италии, являлась итал. секцией Коммунистич. интернационала. Наиболее зрелой в идеологич. отношении группой, вошедшей в состав ИКП, была группа "Ордине нуово" во главе с А. Грамши (г. Турин). Однако преобладающую роль в ИКП в первые годы её существования играло сектантское течение во главе с А. Бордигой. Позиции бордигистов мешали партии приобрести широкое влияние на массы, затрудняли сотрудничество с другими левыми силами для борьбы против наступавшего фашизма. При содействии Коминтерна в 1923- 1924 руководство ИКП было обновлено. Новое руководящее ядро (А. Грамши, П. Тольятти, M. Скоччимарро, У. Тер-рачини и др.) провело дискуссию о задачах и тактике ИКП, способствовавшую преодолению сектантских бордигистских взглядов. 3-й съезд ИКП (1926), обозначивший перелом в итал. Коммунистич. движении, предложил тактику, осн. на мобилизации всех трудящихся слоев на борьбу против фашизма. Осн. лозунгом партии стал призыв к единству - рабочего класса, рабочих и крестьян, Севера и Юга, всего народа Италии.

В период открытой фаш. диктатуры (1926-43) после роспуска всех политич. партий ИКП была единственной партией Италии, к-рая продолжила антифаш. деятельность не только в эмиграции, но и внутри страны, опираясь на свою нелегальную прессу и сеть подпольных орг-ций. Коммунисты восстановили в эмиграции и в подполье профсоюзные орг-ции. Многие лидеры ИКП подверглись репрессиям. После ареста Грамши (1926) руководителем партии стал П. Тольятти. В 1934 в Париже был подписан пакт о единстве действий между ИКП и ИСП, к-рый затем возобновлялся и просуществовал до 1956. ИКП активно боролась за осуществление линии 7-го конгресса Коминтерна на создание единого фронта рабочего класса и других трудящихся против фашизма и угрозы мировой войны. В период антифаш. войны в Испании (1936-39) тысячи итал. коммунистов сражались в составе Интернациональных бригад против исп. фашистов и итало-герм. фаш. интервентов. В это время коммунисты установили сотрудничество не только с итал. социалистами, но и с демократич. группами "Джустиция э Либерта". В 1937-38 ИКП разработала новую программу борьбы за социализм - борьбы за прогрессивную демократию, опирающуюся на рабочий класс и призванную ликвидировать господство монополий и помещиков, провести национализацию крупной пром-сти, передать землю крестьянам. Эта программа легла в основу программ партий левого крыла антифаш. фронта Сопротивления, сложившегося в период 2-й мировой войны 1939-45.


3485223924627504.html
3485269396681155.html
    PR.RU™