Практическое занятие – № 3,4 – 4 часа. Цели занятия: приобретение практических навыков составления административно-процессуальных документов

Цели занятия: приобретение практических навыков составления административно-процессуальных документов, встречающихся в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере экономической безопасности, формирования дела об административном правонарушении.

Методические рекомендации

В ходе составления макета дела об административном правонарушении курсанты должны отработать, приобрести и развить, опираясь на фундаментальные теоретические знания и руководствуясь действующим законодательством, следующие навыки и умения:

1. Возбуждение производства по делу об административном правонарушении (выявление факта правонарушения, оценка ситуации, предварительная квалификация деяния, поиск справочного и нормативного материала).

2. Применение и процессуальное оформление мер административно-процессуального принуждения (осуществление доставления, задержания, привода, личного досмотра и досмотра вещей, изъятия вещей и документов, осмотр принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов и др.). При реализации административно-процессуального принуждения важно хорошо знать и соблюдать:

а) психологические приемы общения с участниками производства по делам об административных правонарушениях;

б) нормативные сроки применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

в) последовательность осуществляемых действий;

г) особенности процессуального оформления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

д) порядок обжалования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

3. Сбор доказательств, предварительная проверка и подготовка материалов по делу (получение показаний со свидетелей, потерпевших, получение объяснений с правонарушителя, назначение экспертизы; оформление показаний и факта назначения экспертной проверки; истребование у органов государственной власти, предприятий, учреждений (как у государственных, так и коммерческих), органов местного самоуправления, общественных формирований материалов необходимых для полного и всестороннего расследования обстоятельств административно-деликтной ситуации) (см.: ст.ст. 26.1. – 26.11 КоАП РФ).

4. Составление протокола об административном правонарушении и вручение его копии правонарушителю с обязательным соблюдением реквизитов, указанных в ст. 28.2. КоАП РФ. При этом следует иметь в виду, что протокол составляется на каждого правонарушителя в отдельности, если одно правонарушение совершено несколькими лицами. Если же одним правонарушителем совершено одновременно несколько административных проступков, то каждый из них оформляется отдельным протоколом (за исключением случаев, когда каждое правонарушение подведомственно разным органам административной юрисдикции). Помимо этого, важно знать содержание п. 1 ч. 2 ст. 28.3., устанавливающей подведомственность составления протоколов об административных правонарушениях органами внутренних дел.



5. Определение подведомственности (определение органа административной юрисдикции, который уполномочен в соответствии с главой 23 КоАП РФ рассматривать и разрешать дело об административном правонарушении по существу.

6. Подготовка к рассмотрению дела (оценка государственно-властных полномочий по рассмотрению дела; оценка правильности составления материалов дела; разрешение вопроса об извещении лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; выяснение вопроса о полноте собранных материалов и о необходимости истребования дополнительных материалов; разрешение вопроса о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката).

7. Соблюдение порядка и сроков рассмотрения дела согласно предписаниям ст. ст. 29.1. – 29.13. КоАП РФ (в данном случае необходимо хорошо знать размеры сроков, в течение которых рассматриваются отдельные категории дел об административных правонарушениях (ст. 29.6.), а также место таких сроков среди других сроков производства по делам об административных правонарушениях, например, среди сроков назначения административного наказания (ст. 4.5.).

8. Составление при необходимости определения о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (п.5 ч.1 ст. 29.4. КоАП РФ) (например, в суд, территориальное отделение Роспотребнадзора, Росприроднадзора и т.п.).

9. Вынесение постановлений по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания (ст. 29.9. КоАП РФ) или о прекращении дела производством, если объявлено устное замечание; материалы дела переданы на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством; материалы дела направлены прокурору, органу предварительного следствия или дознания, а также при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5. КоАП РФ).



10. Обжалование или опротестование постановления по делу об административном правонарушении (составление жалобы или протеста прокурора в порядке общего надзора на постановление, рассмотрение жалобы или протеста, составление решения по результатам рассмотрения жалобы или протеста; соблюдение порядка подачи жалобы или протеста, а также соблюдение сроков, в течение которых они могут быть направлены соответствующим органам (должностным лицам) (см.: ст. ст. 30.1. – 30.11. КоАП РФ).

11. Исполнение постановления по делу (составление сопроводительного документа к материалам дела для удержания суммы штрафа в принудительном порядке, а в случае необходимости вынесение постановления об отсрочке и рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания либо о прекращении исполнения постановления о наложении административного наказания, либо о замене обязательного лица, с которого невозможно взыскать штраф) (см.: ст. ст. 31.1. – 31.11. КоАП РФ).

Подготовительная работа к составлению макета дела об административном правонарушении включает несколько этапов. На каждом из них курсанты самостоятельно или под руководством преподавателя закрепляют знания основных положений административного права, знакомятся с имеющимися на кафедре и в практических органах внутренних дел делами об административных правонарушениях, отрабатывают на практике отдельные административно-процессуальные действия.

Литература:

1. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности».

3. Приказ МВД РФ от 12 декабря 2011 г. № 1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлении государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок».

4. Приказ МВД РФ от 04 мая 2010 г. № 333 (ред. от 17.05.2011 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях».

5. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2003 г., № 3.

6. Приказ МВД РФ от 2 сентября 2009 г. № 684 «Об утверждении Регламента взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти».

7. Приказ МВД РФ от 30.12.2005 г. № 1167 (ред. от 12.03.2009) «Об утверждении Регламента внутренней организации Министерства внутренних дел Российской Федерации».

8. Приказ МНС РФ и МВД РФ от 22 января 2004 г. № 77/АС-3-06/36 «Об объявлении Соглашения о взаимодействии МВД России и МНС России» / http://www.nalog.ru.

9. Приказ МНС РФ и МВД РФ от 8 июля 2004 г. № САЭ-3-09/416/419 «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в электронном виде» / СПИ «ГАРАНТ».

10. Приказ МВД РФ № 879 и Минздравсоцразвития РФ от 3 ноября 2006 г. № 746 «Об утверждении Регламента взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации».

11. Приказ МВД РФ № 495 и МНС РФ от 30 июня 2009 г. № ММ-7-2-347 (в ред. Приказа МВД РФ № 1144, ФНС РФ № ММВ-7-2/774@ от 14.11.2011 г.) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

12. Приказ Минфина РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)» / «Экспресс-закон», № 25, июль, 2000 г.


3487629405815104.html
3487765037477576.html
    PR.RU™